image006

Многие владельцы не самых современных машин все же стараются не отстать от прогресса. Чем, например, дооснастить какую-нибудь десятилетнюю «девятку», помимо всем известных украшений? Ну хотя бы маршрутным компьютером. Правда, на «старушке» сделать это несколько сложней, чем на машине с впрысковым мотором: ведь блока ЭСУД нет — откуда снимать маршрутные показатели? Но если следовать несложным правилам, маршрутный компьютер поставить все-таки можно.

image004

Для этого нужно купить такой МК, у которого с обратной стороны есть колодка, показанная на фото 1. Это заводские МК для ВАЗ-2110-2112, Gamma, ШТАТ и др. Назначение выводов колодки у всех одно и то же (см. рис. 1), хотя нумерация может и не совпадать. Например, вывод «зажигание», какой бы цифрой ни был обозначен, остается на своем месте. Иначе говоря, любой компьютер из перечисленных, подключенный к колодке автомобиля, будет работать правильно. Но есть исключения: например, компьютер «Навигатор» — чтобы он работал, фирма предлагает переставить контакты в штатной колодке автомобиля. Ну кому такое придет в голову! Не стоит обзаводиться компьютером из се¬рии «Мультитроникс» — вряд ли вам захочется делать для него переходники. В схеме на рис. 1 один вывод (слева, ниже вывода К-линии) свободный.

image006Сама К-линия предназначена для считывания ошибок в системах впрыска — нам она не нужна. Если купленный МК эту функцию имеет, то при включении зажигания на табло высветится надпись «нет связи», но через две секунды она погаснет и МК перейдет в режим чтения маршрутных параметров: мгновенный, средний (в л/100 км) или суммарный за поездку расход топлива, пробег автомобиля, средняя скорость, максимальная скорость в поездке и т. д. Все показатели, связанные с расходом топлива, выводятся на экран. Два вывода внизу на схеме (см. рис. 1) обычно не задействованы. У некоторых МК их вообще нет. Иногда фирмы используют их для оценки других параметров — например, температуры за бортом и т. п. Итак, подходящий компьютер у нас есть. Но чтобы он вычислял то, что мы от него ждем, ему нужна информация. Прежде всего, от ДСА — датчика скорости автомобиля (поз. 1 на фото 2). Какой купить? Помните о двух важных деталях. Первая: вам нужен ДСА, соответствующий марке автомобиля. Сколько оборотов, например, должен сделать вал спидометра на один километр пути? Для легковых автомобилей ВАЗ это 1000 оборотов, а ГАЗ, АЗЛК и др. — 760 оборотов. На оборотной стороне ДСА это указано. В России других стандартов нет.

Но это -лишь формальный, механический расчет. Реальная скорость задается не только оборотами колеса, но и размером шины, к тому же всякая шина по мере пробега изнашивается. : А показания спидометра (особенно обычного механического) в той или иной степени «врут» в зависимости от тарировки его пружинки. Нас же интересует, соответствует ли купленный ДСА спидометру. Если в этом нет уверенности (например, для незнакомой иномарки), лучше проверить правильность выбора напрямую: покрутим спидометр вруч¬ную. Это займет несколько минут, зато результат наиболее достоверен. Второе требо¬вание самое элементарное: датчик скорости (фото 3) должен надежно крепиться к коробке передач и иметь выход под тросик привода спидометра. Другой важный информатор для МК — датчик расхода топлива (поз. 2 на фото 2). Этот чувствительный прибор нужно врезать в топливную магистраль между бензонасосом и карбюратором (фото 4). Если карбюратор име¬ет штуцер слива лишнего топлива в бак («обратку»), как, например, «Солекс», заглушите его, а слив обеспечьте, как показано на рис. 2. Конструкция ДРТ это предусматривает.

Для автомобилей без «обратки» используем схему с тройником. (Фрагмент такой схемы для ва-зовской «классики» показан внизу рис. 2.). Конечно, нужно доработать и электрическую схему, купив соединительные колодки и провода, ориентируясь по схеме на рис. 2. Весь комплект узлов и деталей обойдется в 1600-1800 руб. Расход топлива контролируется с очень высокой точностью, до долей миллилитра -МК же его «округляет» и выдает на дисплей с точностью 0,1 л, чего большинству автомо¬билистов вполне достаточно (фото 5). Показания не зависят отуровня топлива или его колебаний в бензобаке.

image008

Как всегда, при подобных доработках ав¬томобиля владелец — сам себе дизайнер. Где и как разместить компьютер в салоне? Ответить с ходу непросто. Решая данную задачу, в последнем вы сами убедитесь. Иногда идут на жертвы. Так, мы отказались от штатных часов на «консоли» ВАЗ-2107 — они есть в компьютере. Конкретные решения — за самим автовладельцем. Не претендуя на лавры первооткрывате¬лей, отметим, что в прошлом году мы осна¬стили, как выше описано, компьютерами автомобили ВАЗ-2107, 2108 и «Москвич-2141».Два компьютера ШТАТ и один Gamma отлич¬но работают, радуя автовладельцев.

One thought on “Расход и проход

  1. Замечательная статья!
    Только вот ни «(фото 4)», ни «(фото 5)» в эту статью так и не в ставили.
    :-)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *